В Украине люди с инвалидностью ежедневно сталкиваются со множеством проблем, отсутствием удобной инфраструктуры, непониманием со стороны власти и даже осуждением обычных прохожих. Сайт "Сегодня" разобрался, почему в нашей стране часто игнорируются права людей с инвалидностью, как приблизить украинское законодательство в этом вопросе к европейским стандартам, и почему люди с инвалидностью выступили против монетизации льгот на проезд.
Как известно, сейчас в Украине количество людей с инвалидностью приблизительно составляет 6% от населения страны. Вице-премьер-министр Павел Розенко заявил, что в начале 2017 г. их было 2,6 млн.
Но жизнь для людей с инвалидностью в Украине осложняется целым рядом причин. Одна из существенных проблем – это инфраструктура, которая неудобная и не приспособлена под нужды людей с инвалидностью. Так, например, в большинстве учреждений, магазинов и многоквартирных домов отсутствуют пандусы, что усложняет передвижение людей на колясках. К тому же, негативным явлением стало то, что инвалиды очень часто подвергаются дискриминации, а их права повсеместно нарушаются.
Монетизация льгот на проезд усложнит жизнь людям с инвалидностью
Председатель общественной организации "Всеукраинский парламент трудоспособных инвалидов" Владимир Петровский на конференции, посвященной правам людей с инвалидностью, поясняет, что у инвалидов очень низкие пенсии, которых мало на что хватает.
"Не секрет, что пенсионное обеспечение людей с инвалидностью не соответствует даже возможностям обеспечить собственное питание, а человек с инвалидностью нуждается в лечении, реабилитации, оздоровлении, обеспечения средствами реабилитации, нуждается в целом решения вопросов, связанных с медициной, культурой, образованием", – говорит Петровский.
Он также добавляет, что 14 марта вышло постановление правительства о монетизации льгот на проезд, в том числе, и для людей с инвалидностью. По мнению Петровского, монетизация льгот на проезд сделает так, что люди с инвалидностью просто будут сидеть дома.
"Каждый из них хочет заниматься трудовой реабилитацией, ездить на работу, и та заработная плата, которую они получают, не сможет компенсировать проезд. Пусть это будет 10, 30, 60 поездок, это не решит вопрос. Например, для людей с инвалидностью 1 группы, в частности незрячих, колясочников, или людей с проблемами психического расстройства, нужно сопровождение. Также много людей с инвалидностью пользуются каждый день не одним видом транспорта, доезжают на работу с пересадками", – отметил он.
Напомним, что раньше у инвалидов было право на бесплатный проезд в городском транспорте, кроме метро. Также действовала 50% скидка на воздушный, речной и железнодорожный транспорт в период с 1 октября по 15 мая.
Сейчас все льготники, которые имели право на бесплатный проезд, должны получить определенную сумму, которая отличается в разных областях. Так, например, по расчетам Кабмина, льготники Винницкой области получат по 7 поездок в месяц на троллейбусе и трамвае, 8 на автобусе и столько же на пригородном транспорте.
А, например, в тех областях, где есть метро (Киевская, Харьковская, Днепропетровская) правительство компенсирует 7 поездок на метро, по 5 на трамвае, троллейбусе, автобусе и по 8 – на автобусе и электричке, но только в пределах своей области. Для Киева получится около 200 грн в месяц на проезд для одного льготника. Эти деньги будут начисляться автоматически на пенсионные или другие карты, приносится с пенсией или же выплачиваться на почте.
Петровский также отметил, что люди с инвалидностью могут сесть не в тот транспорт, попросту не увидев номер нужного троллейбуса. К тому же, иногда для работы необходимо ехать с пересадками, или же отлучаться с рабочего места по несколько раз на день, поэтому прописанных поездок не хватит для того, чтобы покрыть транспортные расходы людей с инвалидностью.
Защита прав людей с инвалидностью
Представители ассоциаций, которые защищают права людей с инвалидностью, считают, что власти в полной мере не осознают, с какими проблемами приходится сталкиваться инвалидам, поэтому те нововведения, которые они внедряют, не упрощают жизнь таким людям, а только усугубляют их проблемы. Для того, чтобы решить эти вопросы, необходимо внедрить единую систему, которая будет защищать права всех, как инвалидов, так и детей, и пожилых людей.
Эксперты рассказывают, что украинский пакет государственных социальных гарантий не должен отличаться от европейского примера . Отмечается, что там должно быть прописано право на бесплатный проезд во всех видах транспорта людей с инвалидностью, детей и пожилых людей, а также тех, кто их сопровождает. Кроме того, необходимые пункты – это обеспечение средствами реабилитации, лечением, оздоровлением и отдыхом. Еще один важный аспект – это доступ к медицинским и образовательным услугам.
Отметим, в декабре прошлого года Рада заменила термин "инвалид" на "человек с инвалидностью" в ряде законов. Цель законопроекта – привести действующее законодательство в соответствие с европейскими нормами.