• Главная
  • Как городские власти наживаются на ЖКХ
15:45, 25 апреля 2015 г.

Как городские власти наживаются на ЖКХ

Жилищно-коммунальные услуги - традиционно больная тема для Красноармейска, Димитрова и Родинсокого. Еще чувствительнее она станет, когда нам придется платить по новым - драконовским - тарифам. О том, как наживаются на горожанах местные власти, размышляет директор Института развития экономики Украины, уроженец Донетчины Александр Гончаров.
Ниже мы приводим статью Гончарова «ЖКХ – это бизнес городских администраций», размещенную на сайте 112:
«Уже давно все открыто говорят, что ЖКХ – это бизнес городских администраций. Ведь здесь всегда и при любой погоде постоянные финансовые потоки. Независимо ни от каких кризисов – каждый день «капают» гривны на расчетный счет в банке. Поэтому никто до сих пор не хочет отделять этот бизнес от государства.
Если смотреть на ЖКХ как на отрасль экономики, то хотелось бы от власти получить объяснение: откуда такой высокий рост прибыли в ЖКХ и у монополистов? Как же так получается, что потребительские цены за последние 10 лет у нас выросли в среднем более чем на 130%, а на всё, что связано с обеспечением ЖКХ – газ, вода, тепло, электроэнергия и т.д. – от 8 до 12 раз?! И здесь никак не может начаться процесс реформирования.
Но прежде чем проводить реформу в жилищно-коммунальном хозяйстве, надо понимать, что «жилищная» - это одна сфера экономики со своими собственниками, а «коммунальная» - это совсем другая сфера, как правило, естественных монополий. Соответственно, все услуги, которые относятся к «Ж», - это компетенция наша, собственников жилья, и мы их должны регулировать. А ресурсы «К» регулируются государством, в частности, Национальной комиссией, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг.
И в этой связи мы с вами должны помнить, что тарифы на коммунальные ресурсы, которые потом после ЖЭКа превращаются в коммунальные услуги, не совсем соответствуют размеру платежа (потому, что должен быть прибор учета, считающий количество и качество потребленной энергии) для коммунальной ресурсной организации. Однако местные власти очень не хотят осуществлять такой контроль. Да он им и не нужен. Более того, они намеренно не организовывают собрания собственников жилья, чтобы потом пользоваться своими муниципальными расценками. Словом, если собственник не принял никаких решений, то берутся расценки, которые утверждает местная власть.
Вот почему в первую голову собственники многоквартирных домов должны быть заинтересованы в установлении у себя придомовых приборов учета (проще говоря, счетчиков). А если их нет, то нам, жильцам, ресурсоснабжающая организация по своей методике, позволяющая считать по максимуму, выставляет просто астрономические счета к оплате. Хотя, с другой стороны, если мне водоканал не установил счетчик, то мне нужно по логике снизить норму потребления воды. А не наоборот.
Далее, возьмем отопление. Мы платим за комфорт или за гига-калории? Далее, сколько у нас в Киеве посредников от поставщика электроэнергии до конечного потребителя? Наконец, за что мы расплачиваемся: за тарифы и нормы потребления, услуги множества посредников, дырявые трубы, взятки и т.п.? Плюс надо что-то делать с проблемой огромного износа действующей системы ЖКХ.
Например, у всех у нас на кухне к газовой плите подведена только одна газовая труба, в квартиру - один водопровод и, конечно, один источник электроэнергии. Альтернативы нет. Но почему, когда формируются тарифы в различных регионах, не учитываются различные уровни доходов и жизни наших граждан? Также хотелось бы получить от местных властей объяснение, почему чиновники и представители отрасли ЖКХ ведут себя как банкиры, закладывая в сумму для оплаты жилищно-коммунальных услуг различные риски, инвестиционные составляющие и т.п.?!
Вот почему соответствующие службы... должны простым и понятным языком объяснить стандарты предоставления жилищно-коммунальных услуг. Например, если потребитель разрешает монополии включить инвестицию в объем своих затрат, то он в результате должен получить:
а) снижение потерь на столько-то процентов в своих сетях
б) повышение комфортности или роста производительности.
С обязательным размещением в Интернете структуры и принципов формирования этих инвестиционных составляющих тарифов. Думаю, когда есть монопольные услуги, то должен всегда действовать независимый контроль над их издержками.
А пока наше коммунальное хозяйство – это до сих пор такой себе огромный паровоз середины прошлого века, а мы, вместо того, чтобы поменять его на современную технику, продолжаем ремонтировать и подкрашивать. При этом денег у населения нет. Зато вопреки всему тарифы на услуги ЖКХ продолжают и дальше стремительно расти».

О комментаторе
Александр Гончаров родился в 1958 г. в Славянске (Донецкая область). Окончил Киевский национальный экономический университет, является магистром банковского менеджмента.
С 1992 года возглавлял фондовую брокерскую компанию при Украинской фондовой бирже; с 1994 был директором Доверительного общества "Правэкс-траст".
В 1996 г. при технической поддержке Агентства по международному развитию США (USAID) Александр Гончаров возглавил группу отечественных экспертов по созданию саморегулируемой организации "Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса" и стал ее первым генеральным директором.
В 1997 г. создал группу компаний "GPI – інвестиції, фінанси", которая начала приватизацию мариупольских металлургических комбинатов "Азовсталь" и "им. Ильича".
В качестве эксперта принимал активное участие в создании Профессиональной ассоциации регистраторов и депозитариев. Вошел в первый состав консультационно-экспертного совета при Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.
С октября 2013 г. руководит Институтом развития экономики.
Окончил специализированные учебные курсы в США (Вашингтон, 1994), Германии (Франкфурт-на- Майне, 1995), Франции (Париж, 1995), Турции (Стамбул, 1996), Польше (Варшава, 1998).
Автор более сотни публикаций в деловых печатных изданиях и нескольких циклов телепередач. Член Союза журналистов CCCР и НСЖ Украины.
Своей основной профессиональной задачей в жизни считает продвижение на отечественный финансовый рынок новаторских и нестандартных управленческих решений и бизнес-логик.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
0,0
Оцените первым
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
live comments feed...