Сколько в Украине стоит «бесплатная» медицина?

«Самолечение вредит Вашему здоровью». Этой лаконичной и не требующей дополнительных объяснений фразой заканчивается каждый рекламный ролик фармацевтической продукции на украинском телевидении. Казалось бы, всё просто и ясно: избавить человека от плохого самочувствия способен только квалифицированный и образованный медик, чьи консультации для пациента – на вес золота. Однако критериев, склоняющих часу весов в пользу самолечения, с течением времени становится всё больше. Особенно – в разговоре о медицине в Украине. Какие проблемы составляют основу отсутствия перемен в отношениях «врач-пациент», существуют ли методы, способные улучшить состояние украинского здравоохранения, и на какой стадии находится вопрос о введении медицинского страхования в нашей стране, узнавали журналисты 06239.com.ua.

В конце августа впервые за долгое время Украина появилась в заголовках международных СМИ вне военно-политического контекста. Но прославилась наша страна снова не самым приятным образом. В новостных статьях речь шла не о достижениях украинских учёных или кинорежиссёров, а о двух случаях полиомиелита, выявленных в Закарпатской области. Вирус, который в нашем регионе был побеждён полвека назад, вернулся в Европу – через Украину. Причина проста – крайне низкий уровень вакцинации детей в современной Украине.

По мнению аналитика Информационной кампании «Сильнее вместе!» Дениса Горбача, в странах Европы ситуация, когда человеку, не имеющему страховки, откажут в обслуживании, вообще невозможна. В большинстве европейских стран действует система обязательного медицинского страхования (ОМС), принципы которой ближе не к частным страховым компаниям, а к другим видам социального страхования, существующим и в Украине – например, страхованию на случай безработицы, страховке от несчастных случаев на производстве и другим взносам, которые сравнительно невелики и регулярно взимаются с заработной платы каждого человека.

Наиболее обременительный из таких страховых взносов – пенсионный: около 40% каждой легальной зарплаты идёт в Пенсионный фонд - на содержание нынешних пенсионеров. Всё это действует и на Западе. Вдобавок к вышеупомянутым взносам, там граждане платят ещё и за медицинскую страховку. Благодаря этому, они могут рассчитывать на то, что в больнице или клинике от них уже не потребуют никаких дополнительных расходов.

Очень похожая на Украину по ряду параметров страна – Польша. В отличие от нас, поляки начали реформирование в конце 1990-х. В 1999 г. были созданы 17 больничных касс, собиравших страховые взносы и конкурировавших между собой. В 2003 г. их объединили в единый Национальный фонд здравоохранения. Так, службы социального страхования собирают взносы, уплачиваемые с зарплат, и передают их Фонду, который платит за все медицинские услуги.

В целом, расходы на здравоохранение, составлявшие в 1995 г. 5,5% ВВП Польши, к 2009 г. выросли до 7,4%. 70% этого финансирования обеспечивает государство, главным образом через ОМС (на страховые взносы приходится 84% публичного финансирования, остальное платит госбюджет и местные бюджеты). В 2013 г. медицинская отрасль получила 6,75% ВВП (107,8 миллиардов злотых). Из них 4,67% (74,6 млрд.) – публичные расходы. В частности, 64,3 млрд. дали страховые взносы, остальное – государство и местное самоуправление. Государство даёт деньги, в первую очередь, на неотложную помощь (25,8% бюджета), страхование незастрахованных лиц (23%), санинспекцию (12,2%) и программы политики здравоохранения (11,8%).

В то же время, 22% финансирования здравоохранения – частные расходы. В том же 2013 г. 24,5 млрд. злотых (1,5% ВВП) уплатили непосредственно польские домохозяйства. Это самый высокий в ЕС уровень частного финансирования. Половина населения считает медицинские услуги слишком дорогими и 8-12% из-за этого не обращаются за медицинской помощью. Такая ситуация сложилась вследствие коммерциализации медицинских учреждений, когда государственная система страхования гарантировала населению определённую корзину бесплатных медицинских услуг, но не более того.

Что же происходит в Украине? В марте 2015 г. эксперты и чиновники разработали Национальную стратегию построения новой системы здравоохранения, рассчитанную на 2015-2020 гг. В ней говорится о введении обязательного медицинского страхования. Как и в Европе, предполагается ввести «универсальный нестраховой пакет» медицинских услуг, гарантированный для всех. В нём будут базовые услуги, которые должны быть доступны всем независимо от уровня доходов: скорая помощь, прививки, редкие или социально опасные болезни. Помимо этого, будет разработан государственный или социальный пакет, который объединит более широкий набор бесплатных услуг для уязвимых групп населения. Всё остальное будет финансироваться за счёт ОМС.

Когда это будет воплощено в жизнь – большой вопрос. Сейчас доходы населения и без того крайне низки, а потому любое усиление налогового бремени будет воспринято крайне негативно – особенно, если учесть огромные размеры пенсионных отчислений, которые мы выплачиваем из своих зарплат. Понимая это, авторы реформы допускают, что для введения страховой медицины ещё не настал момент и потому предлагают сосредоточиться на других направлениях реформ.

На данный момент под медицинской реформой чаще всего подразумевают на практике реорганизацию системы предоставления медицинской помощи: оптимизацию сети больниц и поликлиник и выделение дополнительной ступени – амбулаторий или «семейных врачей». Соответствующие мероприятия проводятся с 2011 г., когда в ряде регионов их внедрили в качестве эксперимента. Они пришлись не по душе медикам: ведь «семейных врачей» делают из узких специалистов, которые должны забыть премудрости своей ниши, но изучить основы множества других отраслей, чтобы стать универсальным доктором-терапевтом. Однако это проблема переходного периода, которая отпадёт со временем, когда в медуниверситетах подготовят достаточное количество семейных врачей.

Сама же система построена на вполне чёткой логике: семейный врач служит первым звеном в цепочке медучреждений, с которым должен встречаться пациент, и в большинстве случаев он же является и последним звеном. В Украине таким первым звеном является поликлиника, где работает много медиков-специалистов. Понятен соблазн обратиться сразу туда, если есть такая возможность и напрямую пообщаться с нужным доктором, пусть и в обход правил.

Но это приводит к огромным очередям в поликлиниках, их катастрофически неповоротливой и неэффективной работе и конкуренции за приём у «хорошего врача» - ко всему тому, за что мы не любим отечественное здравоохранение.

Абсолютному большинству пациентов, обращающихся за медицинской помощью в поликлинику, на самом деле помог бы обычный терапевт, достаточно квалифицированный для того, чтобы провести осмотр, диагностировать тривиальное ОРВИ и выписать рецепт. Но нынешняя система, при которой люди идут в поликлинику с насморком, заставляет впустую расходовать рабочее время квалифицированных медиков.

Более здравая идея реформаторов заключается в предоставлении финансовой автономии медицинским учреждениям. У каждой поликлиники появится полноценный набор полномочий по управлению средствами. Та плата, которая сейчас маскируется под «благотворительные взносы», будет легализирована, подотчётна и облагаема налогами. Если какое-то количество бюджетных денег главврачу в этом году удалось сэкономить – он может их использовать в следующем году, не возвращая эти деньги в бюджет.

Сокращать финансирование медицины в целом, безусловно, вряд ли кто-то намерен – речь идёт только о перераспределении финансовых потоков. Особо стоит задуматься о доходах самих врачей. Ведь на протяжении последних двадцати лет доходы медиков падали – не только в абсолютном измерении, но и относительно доходов других граждан. Если в 1995 г. в медицинской отрасли средняя зарплата чуть превышала среднюю по стране, то сейчас составляет лишь 70%. Таким образом, профессия, которая является престижной и высокооплачиваемой в большинстве стран мира, в Украине, к сожалению, становится уделом тех, кто не нашёл себе лучшего применения. Что, конечно же, не сулит ничего хорошего для будущего медицины в Украине.

Ещё более насущная проблема, которую легко можно решить уже в ближайшие месяцы без особых противоречий - коррупция при госзакупках медикаментов. По плану, уже в этом году правительство собирается вывести закупку лекарств из-под компетенции Министерства здравоохранения. Министерство будет заниматься формированием общей политики здравоохранения, борьбой с эпидемиями, профилактикой заболеваний и т.д. А непосредственно сами закупки будут осуществлять международные организации с безупречной репутацией – ЮНИСЕФ и ВОЗ.

Очень важно, чтобы заказчик и поставщик не был одним и тем же лицом. Поэтому и закупками должно заниматься отдельные агентство и медучреждения, непосредственно оказывающие медицинскую помощь и автономные от министерства, которое её оплачивает и контролирует.

Наконец, важнейшая проблема, на которую у нас обращают внимания лишь специалисты – трагическое состояние системы профилактики, которая сегодня в развитых странах является важнейшим элементом здравоохранения. По сути, вся сегодняшняя украинская система здравоохранения «заточена» исключительно на лечение острых случаев при минимальной профилактике. Частично здесь виноват недостаток финансирования (когда денег мало, их направят на лечение заболевших, а не на предотвращение новых болезней), частично – развал системы регулярных профилактических осмотров по месту работы и учёбы, частично – массовый отказ социума от вакцинирования.

На этом фоне стоит ли удивляться вспышке полиомиелита в Закарпатье, если в 2014 г. лишь 49% украинских детей получили все необходимые вакцины против этого вируса? А в этом году прививки получили и вовсе 14% детей до одного года. Другая печальная иллюстрация – эпидемия туберкулёза в сегодняшней Украине. Если у нас в 2012 г. было зарегистрировано 68,1 случая на 100 тысяч населения и это считалось улучшением, то в Польше в 2013 г. было всего 18,8 случаев.

Помимо массового вакцинирования, необходимо возродить и серьёзное отношение к профосмотрам. Это не «пережиток совка», не пустая формальность, за которую нужно заплатить медсестре, а нормальная практика, когда организм регулярно осматривают специалисты, способные распознать заболевание на ранней стадии. Чтобы потом тот, кто «уклонился» от флюорографии, не становился пациентом тубдиспансера.

Также «пережитком совка» в Украине парадоксально считается…здоровый образ жизни и пропаганда физкультуры и спорта. В международных рейтингах Украина находится на последних позициях в этих вопросах. И здесь тоже требуются усилия со стороны государства, которое должно объяснять, почему спорт лучше курения.

«Плохое финансирование – основная проблема, с которой столкнулась современная украинская медицина, - делится со мной заведующая амбулаторией «Западная» в Димитрове Валентина Нечик. – А с сегодняшними ценами люди попросту не в состоянии обеспечить себя необходимыми лекарствами. Немаловажно и то, что медиков сегодня катастрофически не хватает. Раньше один участок был строго закреплен за одним врачом, однако сегодня это могут быть и два, и три участка при минимальном числе медицинских сотрудников. Как же им все успеть?».

Когда я спрашиваю Валентину Анатольевну о том, каким образом можно помочь в решении вышеупомянутых проблем, заведующая отвечает, что сегодня очень не хватает жилья для медицинских работников: «Молодые квалифицированные специалисты, может быть, и приехали бы к нам работать, вот только где им здесь жить? Ведь финансовых программ, обеспечивающих украинских медработников жильем, попросту нет. Просто прекрасно то, что тем сотрудникам, которые находятся у нас в штате, есть, где жить – например, у своих родителей. Но таких, к сожалению, катастрофически мало.

Смущает медиков и маленькая зарплата: тех, кто приходит работать после института, ожидает около 2000 гривен в месяц. А получать чуточку больше медработники начинают где-то после 30 лет стажа».

По словам Валентины Анатольевны, решать данные проблемы взялась местная власть: «Я не могу сказать ничего плохого о городских чиновниках – да, они заинтересованы в получении квалифицированной медицинской помощи, вследствие чего и оплачивают, например, нашу учебу. Все эти деньги выделяются из местного бюджета».

По мнению опрошенных жителей Красноармейска и Димитрова, самая большая проблема здравоохранения в Украине заключается в халатном отношении врачей к своим пациентам, а также неумения власти принимать адекватные экономические решения:

«Вы же слышали о том, что в Димитровской городской больнице еще в сентябре обрушился потолок? – обращается ко мне жительница Димитрова Анна Ивановна после того, как я интересуюсь ее мнением относительно наиболее вопиющих проблем в современной медицине. – Вот и делайте выводы относительно того, какие проблемы имеет украинское здравоохранение, в частности, на местном уровне. Слава Богу, что никто во время обрушения не пострадал. Неужели руководство больницы не имело ни малейшего понятия о том, что стены и потолок здания нуждаются в безотлагательном ремонте?.. А решить проблему неведения и безответственности, ключевых для персонала больницы, можно лишь одним способом – путем замены старых кадров новыми. Надеюсь, что тогда будет и толк, и нормальные потолки, и отсутствие боязни находиться в здании больницы».

«Я читал о так называемом медицинском страховании в Украине, - рассказывает еще один димитровчанин по имени Александр. – Думаю, никто ничего так и не примет. А если и примет, то исключительно ради «галочки». Когда законотворчество осуществляется безмозглыми представителями власти, то какого уровня жизни можно ожидать?.. Я не юрист, не адвокат и не правовед, но прекрасно понимаю, что в условиях почти погибшей экономики говорить о расцвете медицины, якобы предусмотренной реформой медицинского страхования, как минимум, глупо. Давайте дождемся окончания войны и местных выборов, а дальше пока заглядывать не будем. Медстрахование хорошо там, где людям не задерживают выплату зарплаты – в противном случае, с чего делать отчисления для будущей страховки?..».

«В других странах – в Америке, например, - медицинское страхование работает отлично, - излагает свою мысль студент ДонНТУ Красноармейска Владимир. – Но ведь его успешная работа зависит от множества факторов, основной из которых - уровень жизни населения. Сетовать на судьбу глупо, тем более, что геополитически в Украине «все на месте». Поэтому единственное, что остается – ожидать подъема экономики за счет взвешенных решений, принятых новыми представителями власти. Да, я думаю, что и проблемы в современной медицине под силу решить только тем политикам, которые основой своей деятельности сделают служение народу, а не банковскому счету. И пусть книг побольше читают».

«Для того, чтобы решить проблемы в украинской медицине, нужно только одно: не болеть! – смеется жительница Красноармейска Людмила Васильевна. – Потому, что если не болеть и не попадать в больницу, в глаза так сильно не будут бросаться и недобросовестные медики, и платные - из-за отсутствия государственного финансирования – вата и спирт, и огромные очереди… Мне уже 59 лет и я, к счастью, на свое здоровье не жалуюсь. Но если и нужно в больницу сходить, я иду лишь в самом крайнем случае. Не хочу наговаривать на наших медработников, но ответственных среди них – единицы. Что, конечно же, не радует. Как изменить все это, спрашиваете? Прививать старые ценности, когда уступить пожилому человеку место в общественном транспорте было нормой. Думать о других – я сейчас обращаюсь к нашим уважаемым врачам, медсестрам и санитарам. Ценить человеческую жизнь, а не наживаться на ней. И, приходя на работу, уделять внимание пациентам, а не «просиживать» свою зарплату, занимаясь бумажной работой. Куда делись врачебные участие, порядочность и добросердечность? Вот пока все это не появится и сохранение нашего с вами здоровья не станет стимулом для любого украинского медика, о нормальной качественной медицине можно забыть. Так и напишите, пожалуйста, хорошо?».

…Стоит ли гражданам Украины все-таки ожидать запуска программы страховой медицины? По словам министра здравоохранения Александра Квиташвили, стоит. И ждать, по сути, осталось всего ничего – конца 2015 года. Хотя ответа на вопрос о том, откуда украинцам, чьи финансовые затраты в свете современных реформ имеют поистине колоссальные размеры, брать деньги еще и на страховые взносы, никто из чиновников ответить так и не смог.

Изложение
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
Автор
(0 оценок)
623 просмотра в июле
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Изложение
0/12
Актуальность
0/12
Автор
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

За минувшие сутки противник 29 раз открывал огонь по позициям наших войск, в том числе 1 раз из запрещенного Минскими договоренностями вооружения. Об этом говорится в утренеей оперативной сводке ООС.
09:00, Вчера
Ответственный за раздел
Анна Денисенко
Доброго времени суток, уважаемые читатели!
Просим обращаться к редакции сайта с интересующими Вас вопросами. Нам важно знать именно Ваше мнение. Мы работаем для Вас!!!
066-654-64-64
Skype: denisenko_anna25